logo
Туроператор № РТО 011680
8-800-333-08-12 (для РФ)
круглосуточные телефоны

События в музейно-выставочном центре РОСФОТО

Гран-тур. Русская версия
Архитектурная и видовая фотография Италии второй половины XIX века из коллекции РОСФОТО и собрания Павла и Анастасии Хорошиловых.
22 февраля — 7 апреля
Парадный корпус, 2 этаж

Гран-тур. Русская версия

В середине ХIХ века фотография достопримечательностей и пейзажей играла роль обязательного сувенира (от франц. — воспоминание) в форме разрозненных листов или в составе художественно иллюстрированных изданий, продолжая романтические традиции гравированной итальянской ведуты. Любой путешественник стремился приобрести альбом-сувенир или выбрать по каталогу изображение «на память». Фотографии собирались в личные «альбомы-путешествия», украшали салоны и гостиные, приглашая в воображаемые странствия.

Именно такому типу фотографии и посвящена выставка «Гран-тур: русская версия», включающая в себя снимки архитектурных памятников, пейзажей и национальных типов Италии. Гран-туром со времен Возрождения называли обязательные образовательные поездки в европейские столицы. Особое распространение такие поездки получили в середине XIX века. Италия — колыбель европейской цивилизации — была одним из самых желанных направлений.

Фотографии, составляющие выставку, привезены русскими путешественниками из поездок в Италию во второй половине ХIХ века. Способные и сами играть роль путевых заметок и быть источником для изучения меняющихся городских ландшафтов, они сопровождаются на экспозиции фрагментами воспоминаний, путевых дневников и писем Н. Гоголя, К. Батюшкова, И. Всеволожского, С. Боткина, М. Погодина, К. Пауловича, И. Крамского и многих других известных деятелей эпохи.

 

От классики до модерна. Балетные фотографии из коллекции РОСФОТО
Даты проведения выставки: 8 марта — 7 апреля

Балетные фотографии из коллекции РОСФОТО

Приуроченная к Году балета экспозиция 100 фотографий из коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, охватывающая период со второй половины XIX по конец XX века, расскажет зрителю об отношениях фотографии и балета в России.

Интерес фотографии к балету в России берет свое начало в середине XIX века. К этому времени классический балет полностью сформировался как самостоятельный жанр искусства, объединивший гармонию музыки и танца.  Фотография, в свою очередь, еще только начинала исследовать возможности своего языка, определяя границы документального и художественного. Но, бесспорно, оба прекрасных искусства испытывали потребность во взаимодействии. Светопись стремилась к образности, балет нуждался в мгновенном и точном запечатлении образов, их изучении и тиражировании. Появление в XIX веке профессиональных фотографов, специализировавшихся на театральной фотографии, положило начало длительному непрерывному сотрудничеству и легло в основу создания иконографии ярких, запоминающихся образов русского балета. 

Начало традиции российской балетной фотографии было положено в Санкт-Петербурге в 1850-х годах, когда приехавший в столицу итальянский актер Карл Бергамаско открывает фотографическое заведение, основными посетителями которого становятся актеры петербургских Императорских театров. На визитных карточках, сделанных в ателье К. Бергамаско в 1870-х — 1880-х годах, портреты балерин: Екатерины Оттовны Вазем, Марии Мариусовны Петипа, Любови Петровны Радиной, чье мастерство определяло становление классического российского балета и начало его расцвета. Именно работы К. Бергамаско, запечатлевшие самые характерные танцевальные движения и позы в их изяществе и гармонии, положили начало классической традиции в студийной балетной фотографии. 

Продолжателями классической традиции в 1940-х ― 1960-х годах стали М. Гершман и М. Палей, работавшие в фотокабинете Театра оперы и балета имени Кирова и создавшие великолепные характерные фотографии солистов романтического отечественного балета. Ограниченные студийными условиями, фотографы в своей работе стремились к почти невозможному ― передать на снимках не только движения, но и чувства и эмоции актеров  на сцене. Блестяще выполненные студийные этюды представляют солистов кировского балета Н. А. Петрову, А. А. Макарова, Т. М. Вечеслову, Н. М. Дудинскую, К. М. Сергеева, Н. В. Тимофееву.
В начале ХХ века классический балет служит базисом для развития современного танца ― балета в стиле модерн. Кардинально изменившийся облик танцоров и появление новых элементов, вводимых балетмейстерами, захватывает фотографов. В экспозиции представлены редкие фотографии танцовщиц Айседоры Дункан и Марии Понна, танцора Александра Каверзнева, балерины Марии Семеновой. Выполненные разными авторами снимки объединены желанием максимально выразительно передать движения танцоров. 

Настоящим украшением выставки стали авторские циклы фотографий Владимира Зензинова о  театре балета Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры» (1973‒1975) и Рафаэля Мангутова о театре балета Бориса Эйфмана (1980-е). Оба автора глубоко погружены в среду, о которой рассказывают их фотографии, и склонны к интерпретации. В театре Якобсона Владимир Зензинов совмещает деятельность солиста балета с должностью фотографа. Его взгляд точно подмечает детали повседневной жизни театра, схватывает характерные актерские черты.  Иной подход демонстрирует Рафаэль Мангутов. Стремление глубоко погрузиться в мир балета приводит автора снимков на репетиции и спектакли.  Его работы демонстрируют и мастерство профессионала, и поиск художника, осознающего разрыв между тем, что происходит в действительности, и тем, что будут рассказывать его фотографии.

Дополняют экспозиционный ряд серия Александра Китаева «Звезды балета», посвященная примадоннам Мариинского театра, и избранные работы Валентина Самарина.

 

«Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…»
Фотографии Константинополя второй половины XIX века
Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых
Даты проведения выставки: 6 февраля — 31 марта 2019 года

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул...

Альфонс Рюбеллан. Панорама Константинополя, 1870-е
Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых / 
Alphonse Rubellin. Panorama of Constantinople, 1870s. Albumen print. The collection of Pavel and Anastasia Khoroshilov

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул —
<...>
Птиц над Босфором плавное круженье
И рыбаков усталых голоса,
И плеск сетей, их трепет и скольженье,
И женской ножки в море погруженье —
Я слушаю Стамбул, закрыв глаза.

Орхан Вели Канык (1914–1950)*

Константинополь всегда приковывал внимание России. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию Античности, достижениям европейской культуры и науки. Столица трех империй, в силу своего особого географического положения на границе Европы и Азии город был и остается стратегическим мостом для политиков, дипломатов, общественных и культурных деятелей со всего света, центром притяжения самых разных сил.

На выставке, впервые показанной в в Мультимедиа Арт Музее в Москве в 2016 году, собраны фотографии Константинополя второй половины девятнадцатого столетия. История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагеротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851–1854 годах в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-х годах на Гран-рю–де-Пера (нынешняя улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появлялось множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы с оттенком восточного колорита. Фотографическое дело в Турции получило развитие во время правления султана Абдул-Хамида II (1876–1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.

Любимыми сюжетами местных фотографов были съемки мечетей (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантных дворцов, древних крепостей Румелихисар и Едикуле, сохранившихся античных и византийских памятников, Галатского моста и пролива Босфор, морских пейзажей, а также портретов жителей многонациональной империи. В течение трех десятилетий, в 1850-х — 1880-х годах, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен и семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившихся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, добившийся не меньшей известности. В 1880-х годах он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе. Начиная с 1870-х годов фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны.

Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей Стамбула — одного из красивейших городов мира.

Кураторы: Анна Максимова (РОСФОТО), Анастасия Короткова

*Перевод стихотворения — Марина Ахмедова-Колюбакина

 

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
телефон: +7 812 314-12-14
www.rosphoto.org

Загружаем...