8-800-333-08-12 (24 часа)

События в музейно-выставочном центре РОСФОТО

Андрей Баскаков 
Фотографии 1970-х — 1990-х годов

10 апреля — 27 мая 2018 года
Парадный корпус, 3 этаж

Выставка Андрея Баскакова в РОСФОТО

В истории российской фотографии имя Андрея Ивановича Баскакова прежде всего связано с успешной и разнообразной организаторской, кураторской, преподавательской и издательской деятельностью.

С конца 1970-х годов Андрей Баскаков, войдя в состав правления всероссийского фотоклуба «Кадр», занимался координацией деятельности сельских и городских фотолюбителей при Центральном доме народного творчества Министерства культуры РСФСР и преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского государственного института культуры. В 1986 году назначен заведующим отдела фотоискусства государственного дома народного творчества Минкультуры РСФСР. В 1989–1990 годах руководил инициативной группой по созданию Союза фотохудожников РСФСР, а затем России, и на первом съезде Союза был избран его председателем.  На этом посту он оставался до 2014 года. Заслуги в развитии и популяризации российской фотографии были отмечены в 1996 году присвоением звания «Заслуженный работник культуры РФ».

Организаторская работа на долгое время заслонила от широкого зрителя творческие работы Андрея Баскакова. Только после смерти Баскакова в 2014 году были предприняты первые попытки осмысления его наследия. Настоящая выставка представляет петербургскому зрителю 88 лучших авторских работ, выполненных в 1970-х — 1990-х годах.

Творческий путь Андрея Баскакова начинается в первой половине 1970-х годов, и уже в 1974 году на международной выставке в Киеве «Смена — ORWO-74» cерия «Хатынь» и снимок «Печальная» удостаиваются дипломов. На протяжении десятилетия Баскаков оттачивает профессиональное мастерство и активно формирует творческую коллекцию, регулярно демонстрируя ее на союзных, российских и международных выставках и конкурсах. В это время созданы серии «Русское поле», «Лето — пора сенокосная» и отдельные работы: «Память», «Портрет скульптора», «Начало весны». Многократно отмеченные жюри, эти работы отражали творческие поиски в советской художественной фотографии 1970-х годов. 

Как большинство молодых фотографов этого периода, Андрей Баскаков параллельно интересуется художественной и репортажной фотографией. Он снимает пейзажи Подмосковья и портреты, в которых ищет яркие композиционные решения и пробует разнообразные художественные приемы. В жанровой фотографии он активно экспериментирует, документально и честно запечатлевая настоящую жизнь без вымыслов и прикрас. Хороший пример репортажного подхода в творчестве Баскакова представляет серия, посвященная одесскому птичьему рынку (1976), эстетика которой и сейчас остается современной. 

В 1980-х годах благодаря работе с любительскими объединениями России Андрей Баскаков много путешествует по стране, не прекращая фотографировать. Снимки, сделанные в Литве, Латвии, Эстонии, Средней Азии, Краснодарском крае, Калининградской области, Приморском крае, на Кавказе, Русском Севере, постоянно пополняют творческий архив фотографа.

Часть этих фотографий он позднее сопоставит в парных авторских коллажах со снимками зарубежной действительности, сделанными в конце 1980-х — начале 1990-х годов в поездках по странам Европы. 

Выставка Андрея Баскакова в РОСФОТО охватывает двадцать лет и представляет ретроспективный взгляд на малоизвестную творческую часть жизни Андрея Баскакова — первого председателя Союза фотохудожников.

 

Самоэль Кацев
Настоящий «Ленфильм»

20 апреля — 17 июня 2018 года
Дворовый корпус, 2 этаж

Выставка Самоэля Кацева в РОСФОТО

Фотографы советских кинофабрик не становились знаменитыми: профессия считалась сугубо прикладной, имя автора под рекламными «кадрами из фильмов» не упоминалось. Фотограф-художник Самоэль (Элик) Кацев — яркий и талантливый мастер, легенда «Ленфильма» —  почти не известен за пределами студии. Выставка призвана восполнить этот пробел и познакомить зрителя с выдающимся ленинградским фотографом кино.

Самоэль Ильич Кацев (1945–2003) начал карьеру на студии в 1967 году такелажником и лишь через девять лет стал фотографом в киногруппах. «Ленфильм» 70-х – 80-х годов немыслим без Кацева. Он помогал актерам и режиссерам создать, проявить и зафиксировать нужный художественный образ, снимал игровые сцены и рабочие моменты. Кацев побывал с фотоаппаратом на съемочной площадке более чем полусотни фильмов. Некоторые стали классикой отечественного кино, другие почти забыты; вот самый краткий список: «Маленькие трагедии» Леонида Пчелкина (1971, «Экран»), «Женитьба» Виталия Мельникова, «Ярославна, королева Франции» Игоря Масленникова, «Соловей» Надежды Кошеверовой, «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова, «Анюта» Александра Белинского, «Пацаны» Динары Асановой, «Зимняя вишня» Игоря Масленникова, «Сентиментальное путешествие на картошку» Дмитрия Долинина, «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова, «Спаси и сохрани» Александра Сокурова, «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана. 

Однако Самоэль Кацев оказался значительнее роли, предписанной штатным расписанием. Он не ограничивался работой на кинокартине и по заданиям начальника фотоцеха, а бесконечно и неустанно портретировал — актеров, режиссеров, художников, операторов… Теперь, когда прежнего «Ленфильма» нет, фотографии Кацева поистине бесценны. В них мы видим не советско-бодрый, не глянцево-коммерческий, не парадно-заказной, а полный тревожного драматизма и сострадательной любви коллективный портрет уникальной киностудии. 

Архив Самоэля Кацева (авторские отпечатки, негативы, слайды) передан в дар РОСФОТО Тамарой Сеферян, его женой. К сожалению, многие работы по разным причинам утрачены еще при жизни фотографа. Предстоит большой труд по идентификации изображений, составлению каталога, введению работ этого мастера в культурный контекст.
 

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
телефон: +7 812 314-12-14
www.rosphoto.org

Загружаем...