Чем интересны вокзалы Петербурга
В Петербурге сейчас работает пять железнодорожных вокзалов — каждый со своей историей, характером и даже кинематографической карьерой. Одни пережили революции и встречали императоров, другие появились совсем недавно. А есть и такой, что решил сменить профессию. Разбираемся, чем живут петербургские вокзалы сегодня.
Витебский вокзал
Витебский вокзал — старейший в России. Когда в 1837 году отсюда ушел первый поезд в Царское Село, железные дороги казались чем-то фантастическим.Со временем вокзал несколько раз перестраивали, а в начале XX века появился знакомый нам фасад, гигантский вестибюль, мраморные перила и лепнина.
Этот вокзал был не просто красивым, но и технологически продвинутым для своего времени: здесь появились лифты для багажа, транспортеры и даже рельсовое полотно на втором этаже. А еще у него был собственный Императорский павильон, откуда отправлялись поезда императорской семьи.
Вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг.
У Витебского вокзала богатая кинематографическая карьера – он не раз появлялся на экране в роли других вокзалов. Он, например, успел сыграть лондонский вокзал «Виктория» в «Приключениях Шерлока Холмса», вокзал вымышленного Заступинска в «Вокзале для двоих», мелькнул в «Брате», «Улицах разбитых фонарей» и даже в «Серебряных коньках».
Сегодня отсюда можно уехать в Павловск, Оредеж и другие пригороды. А можно просто зайти полюбоваться интерьером — редкий случай, когда вокзал сам по себе уже достопримечательность.
Московский вокзал
Московский вокзал — один из самых оживленных в Петербурге. Когда-то он назывался Николаевским, потом Октябрьским, но сути это не изменило: это по-прежнему отправная точка знаменитой магистрали между двумя столицами.
Строительство дороги здесь началось в 1843 году, а уже в 1847-м первые пассажиры смогли доехать до Колпино. Правда, полноценный вокзал появился только к 1851 году. Его спроектировал Константин Тон — архитектор, который строил и московский Ленинградский вокзал. Здания похожи и отличаются только небольшими деталями.
Николаевский вокзал. 1851 год
Новшеством для того времени стало железное покрытие над платформами, защищавшее пассажиров от дождя и снега — технологическое чудо XIX века. Кроме того, в здании вокзала были императорские залы, конторы служащих, здесь же жил первый начальник станции Н. И. Миклуха.
Первый поезд до Москвы ушел 1 ноября 1851 года, в пути он провел 21 час 45 минут — сегодня такой же маршрут занимает в пять раз меньше времени. Сейчас отсюда можно уехать не только в Москву, но и в Казань, Мурманск, Астрахань, Адлер, Кисловодск и даже во Владикавказ.
Балтийский вокзал: императорская дорога и пригороды
Балтийский вокзал — один из самых старых вокзалов Петербурга. В XIX веке он назывался Петергофским, потому что отсюда шли поезда в знаменитую загородную резиденцию императоров. Позже дорогу продлили до Гатчины и Нарвы, а в 1872 году на станцию прибыл первый поезд из Таллина, после чего вокзал получил свое нынешнее название.
Здание вокзала построили в 1855–1858 годах по проекту архитектора А. И. Кракау. Вдохновением для него стал Восточный вокзал в Париже. Интересно, что в одном из флигелей здания раньше находились залы для императорской семьи. На фасаде установлены часы фирмы «Павел Буре», которые работают до сих пор.
Здание Балтийского вокзала до строительства павильона метро
В 1930-х вокзал перестроили: закрыли боковые входы, переместили центральный вход. К 1933 году здесь появились первые электропоезда. Это была первая в Ленинграде электрифицированная линия.
Сейчас Балтийский вокзал обслуживает только пригородные направления, и по количеству пассажиров — он один из крупнейших в России. Отсюда можно уехать в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Ивангород.
Финляндский вокзал
Финляндский вокзал — важный исторический объект, связанный с революцией и Великой Отечественной войной. Первое здание вокзала появилось в 1870 году и строилось специально для железной дороги, которая связывала Петербург с Великим княжеством Финляндским. Архитектором проекта был Петр Купинский, а интерьеры разрабатывали финские мастера. Торги на строительство выиграл выборгский купец Павел Яковлев.
3 апреля 1917 года сюда прибыл вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин, и позже на площади перед вокзалом ему поставили памятник. А в 1961 году рядом установили самый паровоз, на котором Ленин ехал в Россию.
Финляндский вокзал в начале 1910-х годов
Во время блокады Финляндский вокзал продолжал работать. Именно отсюда начиналась знаменитая «Дорога жизни». В 1943 году сюда прибыл первый поезд с продовольствием для осажденного Ленинграда. В память об этом событии на перроне вокзала стоит памятный столб — первый из 56, установленных вдоль всей «Дороги жизни».
Сейчас с Финляндского вокзала отправляются электрички в северо-западные районы, в Выборг и Сестрорецк. Также отсюда идут скоростные «Ласточки» в Карелию, например, в Сортавалу.
Ладожский вокзал
Ладожский — самый молодой вокзал в городе. Он появился в 2003 году, и в отличие от остальных станций Петербурга, здесь нет ни лепнины, ни колонн, ни воспоминаний о позапрошлом веке. Ладожский похож на вокзал будущего: стекло, металл, многоуровневые платформы. Его построили, чтобы разгрузить Московский и Финляндский вокзалы, а еще это единственный вокзал города, через который поезда идут транзитом, без смены направления.
При его проектировании архитекторы вдохновлялись разными постройками, в том числе нереализованным планом перестройки Московского вокзала, который еще в 1912 году предложил Иван Фомин.
Световой зал Ладожского вокзала
С Ладожского вокзала можно уехать в Москву, на Урал, в Карелию, на Север и в Сибирь. Поезда отсюда идут в Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Воркуту и многие другие города.
С одного вокзала можно отправиться в поездку на выходные, на другом — почувствовать дух XIX века, а где-то и вовсе забыть, что вы находитесь в железнодорожном здании. А если вам вдруг захочется приключений — билеты можно купить прямо сейчас.
Они выберут вам лучшие варианты экскурсий и туров
